Блог Гита-нагари

Бхакти Вигьяна Госвами: «Между образованием и здоровым социумом стоит знак равенства»

Мы попросили Бхакти Вигьяну Госвами Махараджа ответить на вопрос о том, каким образом духовное образование влияет на формирование здорового вайшнавского социума и почему оно должно быть именно систематическим.

«Основной принцип вайшнавского образования - это перемена в сердце, формирование четкой системы ценностей. По мере того как люди будут получать духовное образование, в их сердце будет что-то меняться. Этим вайшнавское образование принципиально отличается от академического».


Прежде всего необходимо понять, что такое вайшнавский социум. Вайшнавский социум состоит из людей, которые еще недавно гуляли по улицам городов Кали-юги, нарушали все возможные и невозможные принципы, полностью (или в значительной степени) отождествляли себя с материальной культурой и материальным телом, а, может, по-прежнему отождествляют. Они встретились с преданными, прочитали книги Шрилы Прабхупады, услышали какие-то лекции в интернете и обрели маленькую искорку или семечко духовной любви, которая называется шраддхой, или верой.

Чтобы социум развивался, нужно, чтобы эта шраддха в людях росла. Именно рост этой маленькой искорки может преобразовать нас. Он уже преобразил нас. Даже этой маленькой искры достаточно, чтобы человек резко поменял свою жизнь, начал следовать каким-то принципам, начал по-другому общаться, перестроил систему ценностей. Но из этой искорки должно разгореться пламя, которое сожжет всю грязь в нашем сердце.

Эта искра разгорается в процессе общения и изучения священных писаний. В «Нектаре преданности» Шрила Прабхупада объясняет вслед за Рупой Госвами, что квалификация преданного, чтобы заниматься бхакти, определяется двумя параметрами:

  1. силой его веры (которая, в свою очередь, основана на понимании священных писаний),
  2. знанием священных писаний.

Конечно, вера не обязательно напрямую зависит от знаний, но тем не менее человеку необходим базовый материал. По мере того как люди будут получать духовное образование, в их сердце будет что-то меняться. Этим вайшнавское образование принципиально отличается от академического. Основной принцип вайшнавского образования - это перемена в сердце, формирование четкой системы ценностей. Если человек проходит этот процесс преобразования, который называется «образованием» (не зря эти два слова имеют одно и то же происхождение), естественно улучшается и весь вайшнавский социум. Ведь социум состоит из отдельных единиц.

Поэтому между образованием и здоровым социумом стоит знак равенства. Здоровый социум - это социум, состоящий из духовно здоровых людей, а духовное здоровье приходит в процессе образования, медитации на слова священных писаний и общения с людьми, которые являются носителями этого знания и могут передать его нам.



ЧТО ОЗНАЧАЕТ СИСТЕМА В СЛУЧАЕ ВАЙШНАВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

«Шримад-Бхагаватам» построен таким образом, что помогает нам избавиться от заблуждений, даже если мы сами не отдаем себе отчет в том, какие заблуждения у нас есть.


Это означает, что я должен получать те знания, которые актуальны для меня в данный момент. Шрила Прабхупада часто настаивал на этом. В «Шримад-Бхагаватам», особенно в первых песнях, он часто повторяет одну и ту же мысль: «Шримад-Бхагаватам» необходимо читать последовательно, не перескакивая на более высокие темы, которые могут нас искусственно привлекать. Система означает, что я получаю то знание, которое мне необходимо. Например, если человек возомнит, что он может решать интегральные уравнения, но при этом не знает арифметику, из этой затеи мало что выйдет. Точно так же преданный может начать рассуждать о высших расах в отношениях с Кришной в духовном мире или о каких-то других духовных предметах, не понимая основ философии.

Шрила Прабхупада объяснял, в чем эта система. Сначала Бхагавад-гита, к ней прибавляются такие книги, как «Шри Ишопанишад», «Нектар преданности», которые учат нас азам, формируют фундамент духовного знания и опыта, основанного на реальном проживании духовных истин, духовных переживаниях. После этого человек может начать последовательно изучать «Шримад-Бхагаватам». Переходя от песни к песне, он будет одновременно решать свои внутренние проблемы, отделяющие его от Бога. Будут уходить анартхи. «Шримад-Бхагаватам» построен таким образом, что помогает нам избавиться от заблуждений, даже если мы сами не отдаем себе отчет в том, какие заблуждения у нас есть. После «Шримад-Бхагаватам» нас ожидает «Чайтанья-чаритамрита», которая поможет нам лучше понять Бхагаватам сквозь призму жизни Господа Чайтаньи.

Задача такого систематического образования - помочь каждому постепенно преодолеть глубоко сидящие программы, которые отражаются в поведении и отделяют нас от Бога. Приведу один важный пример. Зависть - качество, знакомое всем нам. Оно помогает людям выжить в материальном мире, но ему нет места в вайшнавском социуме, в то время как обычный социум буквально держится на нем. К сожалению, мы видим, что в вайшнавском обществе происходит то же самое: люди за глаза сплетничают друг о друге, рассказывают небылицы, культивируют негативные эмоции. Всё потому, что эта глубоко сидящая анартха не преодолена.

Вайшнавское образование должно помочь человеку увидеть в себе эту анартху и дать интрументы, при помощи которых ее можно преодолеть. Но прежде всего процесс образования должен помочь человеку осознать, что это анартха, а не что-то представляющее для него ценность. Чаще всего причина, почему человек не может избавиться от той или иной анартхи, в том, что на подсознательном уровне она ему нужна, даже если он ее проклинает и всячески себя осуждает. У вайшнавов другая шкала ценностей. И образование прежде всего должно помочь людям, которые приходят в общество преданных, поменять материальную систему ценностей на систему ценностей священных писаний.